Исследователи из США, Канады и Нидерландов выяснили, что покупка времени связана с субъективной оценкой удовлетворенности жизнью. Участники экспериментов, которые платили за выполнение домашних обязанностей (например, за уборку или доставку продуктов) и, тем самым получали больше времени, чувствовали себя счастливее, чем те, кто этого не делал. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.
В последние десятилетия жители некоторых стран стали больше зарабатывать. Это привело к тому, что люди с относительно высокими доходами стали жаловаться на недостаток времени. Стресс, вызванный нехваткой времени, в свою очередь, приводит к ухудшению настроения, повышению тревожности и бессонице. Также недостаток времени называют одной из причин ожирения: люди не успевают регулярно заниматься спортом и едят фастфуд. Возможно, покупка услуг, позволяющих сэкономить время (по доставке продуктов, уборке или готовке), может уменьшить стресс, вызванный нехваткой времени. Но исследований, которые бы изучали, как покупка времени влияет на удовлетворенность жизнью, до сих пор не проводилось.
Авторы новой статьи упоминают буферную гипотезу, согласно которой социальная поддержка служит для человека буфером и защищает его от стресса, вызванного сложностями в семье или на работе. Они предположили, что покупка услуг, высвобождающих свободное время, может иметь такой же буферный эффект и уменьшить стресс недостатка времени.
Чтобы проверить гипотезу, ученые провели опросы взрослых работающих людей из нескольких стран. Они пригласили для участия в исследовании жителей США, Канады, Дании и Нидерландов. Кроме того, ученые привлекли к опросу жителей США, выполняющих разовые задания на краудсорсинговой платформе Amazon Mechanical Turk, а также более 800 миллионеров из Нидерландов. Всего в исследованиях участвовал 6 271 человек. Каждому участнику авторы статьи задавали вопросы о том, тратят ли они деньги на покупку услуг, позволяющих сэкономить время, и если да, то сколько. Также ученые просили участников оценить удовлетворенность жизнью по десятибалльной шкале.
Оказалось, что около 28% участников опроса покупали свободное время и ежемесячно тратили на это примерно 150 долларов. Для них буферная гипотеза работала — они оценивали свою удовлетворенность жизнью выше (уровень значимости P
Исследователи предположили, что, отчасти такой результат объясняется тем, что у людей, покупающих время, настроение лучше, а стресс недостатка времени меньше, чем у тех, кто предпочитает не тратиться. Причем, по мнению авторов, этот эффект со временем накапливается.
Для проверки гипотезы ученые провели дополнительное двухнедельное исследование, в котором участвовали 60 жителей Канады. Каждому участнику на выходных выдавали 40 долларов и просили купить на эти деньги услуги, которые сэкономят им время. На следующей неделе тем же участникам выдавали еще по 40 долларов и просили потратить их на покупку каких-то нужных им вещей.
Вечером того дня, когда человек что-то покупал, исследователи ему звонили и, в том числе, задавали вопросы по поводу его настроения и того, чувствует ли он стресс недостатка времени. Как и предполагали авторы статьи, те, кто покупал свободное время, оценивали прошедший день более позитивно и отмечали меньшее влияние стресса, по сравнению с участниками, приобретавшими что-то материальное.
Авторы работы считают, что человек может испытывать стресс недостатка времени не потому, что он постоянно занят, а потому, что у него возникает ощущение, что он не может контролировать свое время. Покупка услуг позволяет уменьшить это ощущение.
Также ученые отметили, что во время исследования не выявили связи между покупкой времени и доходом респондента. Так, часть нидерландских миллионеров не тратились на покупку услуг, экономящих время, и одновременно их покупали люди из других стран с гораздо более скромным доходом.
С другой стороны, авторы признаются, что в исследовании участвовало мало респондентов с минимальным доходом. Поэтому, возможно, что у таких людей удовлетворенность жизнью не будет так ощутимо зависеть от появления свободного времени. Чтобы это выяснить, нужны дополнительные исследования.
Ранее исследователи показали, что субъективное ощущение счастья не связано с увеличением продолжительности жизни, по крайней мере у женщин. Если учесть действие негативных факторов, таких как курение, ожирение или отсутствие доступа к качественному медицинскому обслуживанию, оказалось что счастье не влияет на смертность.